Главными составляющими государственной экономической политики Великобритании, которая направлена на повышение уровня занятости и экономического роста, являются:
Казначейство Ее Величества является государственным органом, который осуществляет денежную и фискальную политику государства. оно также отвечает за экономическую политику, которую оно претворяет в жизнь вместе с другими министерствами: торговли и промышленности, образования и занятости, окружающей среды, транспорта и регионов. Правительство считает, что экономическая стабильность является необходимым условием достижения высоких и стабильных уровней занятости и экономического роста. Оно представило новые программы, которые позволят удерживать инфляцию в пределах 2,5% и стимулировать капиталовложения. В октябре 1997 года было принято решение не присоединяться к системе единой европейской валюты, так как были неочевидны последствия такого шага на экономику Великобритании. Правительство отложило решение этого вопроса на пять лет, одновременно постановив подготовить юридическую базу для перехода к единой валюте, при условии, что будут ясны ответы на следующие вопросы:
Правительство Великобритании старается создать условия для экономической стабильности во всем мире. Целью этих мер является предотвращение мировых экономических кризисов, один из которых, например, произошел в 1998 году и косвенно повлиял на экономику Великобритании. Фискальная политика Великобритании основана на двух нерушимых правилах:
Фискальная политика должна осуществляться в соответствии со следующими пятью принципами:
Государственный бюджет принимается и обсуждается парламентом ежегодно наряду с документами, представляющими экономическую и фискальную политику государства на ближайшее время. Министерство торговли и промышленности (МТП) ставит своей целью повысить конкурентоспособность Великобритании и ее научное и техническое превосходство, чтобы добиться более высоких уровней производительности труда и экономического роста. У него есть четыре определенные цели:
МТП осуществляет меры по сокращению разрыва между уровнями эффективности британских и конкурирующих компаний в плане производительности труда и способности создавать новые товары и услуги. Среди них можно упомянуть меры по укреплению возможностей экономики (обновление научной и технической баз, поощрение научных исследований в коммерческих целях, фонд по поддержке малого бизнеса), по поощрению сотрудничества между предприятиями и регионами, по повышению конкуренции на рынке. Поддержка бизнеса по-британски - это консультации по капиталовложениям, работе компаний, международным связям и расширению. Работает так называемая "Деловая Сеть", насчитывающая около тысячи специалистов-консультантов по различным аспектам предпринимательства. В марте 1999 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения. МТП контролирует и поддерживает эффективные разработки и технологии, которые позволяют производить коммерчески успешные товары и услуги и повышает конкурентоспособность. Качество - важный аспект всего бизнес-цикла продукта - разработка, производство, маркетинг и доставка потребителю. Многие производители предпочитают независимую оценку качества их продуктов, а также получают сертификаты международного стандарта качества BS EN ISO 9000. В Великобритании существует свой независимый институт стандартизации, который является членом как европейских, так и мировых организаций, занимающихся вопросами стандартов и стандартизации. Работая с потребителями, производителями и правительствами, он создает стандарты, соответствующие требованиям рынка, торговли и регулирования экономики. Подготовка квалифицированных, умелых и быстро приспосабливающихся кадров - залог повышения конкурентоспособности Великобритании на мировом рынке. Правительство объявило о нескольких мерах, которые оно предпримет, чтобы повысить уровень подготовки работников, открыть новые возможности для переподготовки и повышения квалификации, включая создание нового университета промышленности, который при обучении будет использовать новые информационные и коммуникационные технологии, и новую стратегию, согласно которой будет поощряться широкое использование компьютеров в бизнесе, образовании и обществе. Региональная экономическая политика разработана для того, чтобы повысить экономический рост и конкурентоспособность на всей территории Великобритании. 34% всей рабочей силы работает на территориях, получающих дополнительную помощь от государства. Основными целями региональной политики являются:
В 1998-99 годах на эти цели было истрачено около 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Одной из важных задач региональной политики является помощь в создании связей между различными отраслями экономики. Предприятия могут получить взаимную выгоду от создания общей инфраструктуры и поддержания тесных связей с исследовательскими институтами, такими, как Кембридж и Оксфорд. Примером такого "срастания" науки и производства может быть сектор биотехнологий. В Англии находится девять регионов, которые подпадают под программу помощи, включая Лондон. Меры по подъему предпринимательства в Англии включают:
В Шотландии акцент делается на связи между системой образования и сектором экономики. Меры региональной политики Шотландии включают:
Задачами региональной экономической политики Уэльса являются дальнейшее экономическое и социальное развитие, поощрение эффективного производств и международной конкурентоспособности, улучшение экологической обстановки. Особенное внимание фокусируется на развитии тесных связей между предприятиями и секторами экономики, а также на внедрении новых технологий. Поддержка регионального предпринимательства в Северной Ирландии включает:
Правительство стремится улучшить открытость и эффективности рынка, как внутреннего, так и международного, и считает, что эффективная конкуренция является лучшим стимулом для разработки новых технологий и повышения эффективности. Новый закон о конкуренции вступает в силу 1 марта 2000 года, который направлен ан обеспечение лучшей защиты, как потребителей, так и производителей. Этот закон будет более успешно бороться с монополией и поддерживать здоровую конкуренцию. Он скопирован с закона о конкуренции Европейского Союза, который регулирует действия, наносящие урон конкуренции и предотвращает злоупотребление доминирующей позицией на рынке. Подпавшие под этот закон компании могут быть оштрафованы на сумму до 10% от оборота компании на территории Великобритании, а пострадавшие от монополистов компании могут подать на обидчика в суд и требовать компенсации убытков. Слияния и поглощения компаний не будут рассматриваться антимонопольным комитетом в тех случаях, когда они не повлияют на конкурентную обстановку на рынке. Таким образом, компании, осуществляющие безобидное слияние или поглощение, не будут обращаться в комитет за разрешением на совершение сделки, что избавит и тех, и других от значительного груза бюрократии. В общем, соглашение будет считаться значительными, влияющими на рынок, если объединенная доля обеих компаний будет составлять более 25% рынка. Тем не менее, соглашения о фиксировании цен или разделении рынка будут подпадать под закон, даже если доля компаний составляет менее 25%. На территории Великобритании зарегистрировано почти 1,4 миллиона компаний. Все компании, действующие на территории страны, как британские, так и иностранные, обязаны зарегистрироваться. Большинство предприятий являются организациями с ограниченной ответственностью, где ответственность собственников ограничена долей акций, которой они владеют. Компании могут быть как частными(private), так и публичными (public). Чтобы стать публичной, компания должна удовлетворять определенным требованиям. Она должна быть организацией с ограниченной ответственностью, обладать акционерным капиталом и иметь минимальный необходимый уставный капитал. Только публичные компании имеют право выставлять свои акции на продажу на фондовой бирже. Законы, связанные с созданием, закрытием и жизненным циклом компании, разработаны для возможности регулирования предпринимательства, поддержки открытых рынков и создания благоприятных и безопасных условий для инвесторов. В феврале 1999 года правительство предложило изменить эти законы, чтобы:
В марте 1999 года правительство объявило о своем намерении упразднить ненужное регулирование среднего и малого бизнеса. Оно работает над минимизацией тяжести регулирования бизнеса и предпочитает обходиться без контроля там, где это возможно. Независимая организация консультирует правительство по вопросам повышения эффективности и качества оставшихся мер, а также проверяет их необходимость. |