COUK.NAROD.RU +++ Молодежный сайт о UK
О UK | Подробнее о городах | Лондон | Архитектура
РАЗДЕЛЫ:

 История
 География
 Экономика
 Политическая система
 Система образования
 Культура и искусство
 Спорт
 Религия
 Подробнее о городах
     Лондон
        Взгляд
        Жители
        Монархия
        Сады
        Архитектура
        Мода
        Путеводитель
        Галерея
 Карты
   Знаменитые образцы новой архитектуры встречают вас сразу же по прибытии в английскую столицу. В аэропорту Хитроу плавные изгибы металлической кровли нового терминала, построенного по проекту Ричарда Роджерса, напоми нают колышущиеся волны. Огромным шатром, как будто собранным из раскрытых парашютов, выглядит творение Норманна Фостера - аэропорт Стенстед. Сразу и надолго приковывают к себе взгляд извивающиеся остекленные своды вокзала Ватерлоо, созданного Николасом Гримшоу.
  Авторы этих проектов считаются сегодня ключевыми фигурами в мировой архитектурной практике. Но афоризм "нет пророка в своем отечестве" оказался верен и для истории английской архитектуры последних десятилетий. Прежде чем этим мастерам доверили строительство престижных зданий в Лондоне, они успели добиться признания за рубежом. Ими были созданы проекты таких знаменитых построек, как павильон Великобритании на Всемирной выставке в Барселоне (Н. Гримшоу), Центр Помпи-ду в Париже (Р. Роджерс), здание Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации в Гонконге, признанное профессионалами одним из наиболее выдающихся сооружений XX века (Н. Фостер).

Архитекрута как зеркало технической цивилизации

  Шедевры современной архитектуры Лондона относятся к направлению "хай-тек" (от слов hight technology - "высокие технологии"). Используя особую стилистику, воссоздающую образы механизмов, технических приспособлений, промышленных сооружений, "хай-тек" как нельзя лучше отражает дух современного технократизма. К нему же обращена и его индустриальная основа: Ричард Роджерс и Норман Фо-стер полагают, что по науко-емкости современное строительство не должно уступать космической индустрии, самолето- и автомобилестроению. Этому подходу соответствует и специфическая технология "хай-тека": сооружения монтируются на месте из изготовленных в заводских условиях компонентов-модулей, часто весьма сложных. Возвести такие конструкции непосредственно на строй-площадке было бы гораздо труднее.
  Лондонские сооружения в стиле "хай-тек" были построены в восьмидесятых-девяностых годах. В предшествующие же десятилетия Лондон прошел через опыт не всегда удачных архитектурных поисков. В пятидесятых-шестидесятых годах в его исторические кварталы вторглись безликие произведения "брутализма" (от слова brute - "грубый") - такие, как Зал конгрессов имени королевы Виктории с его серыми бетонными объемами, еще более неуместный в соседстве с Вестминстерским собором. (Отголоски такой архитектуры, незамысловатые здания-коробки из стекла и бетона, дошли в свое время и до Москвы.) Бесперспективность этого стиля вскоре стала очевидна, и в восьмидесятых годах возродился интерес к идее "сохранения национальных традиций в архитектуре", а проще говоря, к стилизациям в духе классических образцов. Так появилось, например, выходящее на Темзу монументальное, классически симметричное железобетонное здание британской спецслужбы MI-6 (архитектор Терри Фарелл).
  Эту тенденцию горячо поддерживал неравнодушный к зодчеству принц Чарльз. Однако многие архитекторы в дебатах с ним пытались доказать, что наиболее существенные традиции передаются не повторением фасадов старых построек, а обращением к творческим традициям нации. Имелась в виду склонность к техническому изобретательству, которую сами англичане еще со времен промышленного переворота считают характерной чертой нации. Эта аргументация сыграла свою роль, тем более что к восьмидесятым годам лондонские архитекторы в своих зарубежных проектах продемонстрировали блестящее владение "высокотехнологичным" стилем. "Хай-тек" оказался востребован и в Лондоне.
  Первым опытом сосуществования ультрасовременной эстетики "хай-тека" с плотной застройкой лондонского Сити стало здание компании "Ллойд", возведенное в 1986 году. Вопреки скептическим предсказаниям, гигантское металлическое сооружение органично вписалось в контекст, а его общий облик позволил критикам найти в этом творении Роджерса черты готики и провести параллели между творчеством мастеров различных эпох.

"Второе дыхание" старых лондонских доков

  Полной реконструкции подвергся Доклендс - полузаброшенный район старых доков вдоль Темзы. Так, на месте бывших Восточноин-дийских доков по проекту Николаса Гримшоу построили новое здание издательства "Financial Times" (оно было отмечено множеством премий). Томас Телфорд реконструировал закрытый в 1968 году центральный лондонский торговый порт, и сейчас это один из самых оживленных кварталов города. Здесь выстроена новая гостиница, оборудована гавань для яхт, украшенная разводными пешеходными мостками, разбит парк. Старинные складские здания переделаны под офисы, магазины и рестораны.
  Диалог традиционного и ультрасовременного отличает не только перестроенные доки. Блестящие примеры - реконструкция Королевской академии искусств на Пиккадилли (Норман Фостер) и здания рекламной компании "Имэджинэйшн" в центре Лондона на Стор-стрит (Рон Херрон). Этот же диалог ощущается в построенном в 1994 году недалеко от Вестминстерского аббатства офисе четвертого канала британского телевидения. Ричард Роджерс смог мастерски вписать это небольшое здание в окружение тихих викторианских улочек. Его боковые фасады также выполнены в виде традиционной кирпичной кладки, и, на первый взгляд, оно ничем не отличается от стоящих рядом зданий - пока в глаза вдруг не бросится лифт, уносящий группу людей куда-то вверх в вынесенной на фасад стеклянной шахте...

Лондон приготовился жить в новом тысячелетии

  Есть нечто закономерное в том, что некоторые сооружения лондонского "хай-тека" вызваны к жизни именно нуждами технического развития. Чтобы сохранить за Лондоном традиционно центральную роль в управлении мировой торговлей, нужно было, в частности, решить задачу технического переоснащения лондонских офисов. Требовались здания нового типа, спроектированные в расчете на инженерНое обеспечение мощных потоков электронной информации. Так появился "Брод-гейт" - огромный деловой центр из тринадцати зданий на Ливерпуль-стрит (его проект был выполнен американской архитектурной фирмой). Этот комплекс, конечно, не мог бы быть построен всего лишь за шесть лет, если бы не традиционная для "хай-тека" система сборки из готовых модулей - не только металлических конструкций, но и, например, кабин санузлов, блоков коммуникаций, лифтовых шахт. А неподалеку от "Бродгейта", на столичной набереж ной Кэнари-Ворф, в преддверии празднования нового тысячелетия вырос "Миллениум" - огромный куполообразный зал для постоянно действующих выставок, посвященных в основном техническому прогрессу и его значению в жизни общества в XXI веке. Заказ на этот проект получил Ричард Роджерс, к тому времени уже удостоенный почетного титула сэра.
Спасибо Татьяне Возвышаевой за ее статью!

 Версия для печати.
Rambler's Top100 Все о UK на одном сайте [WWW.COUK.NAROD.RU]
Copyright © 2003 "BeBoy Design"
Любая перепечатка материалов возможна при размещении ссылки на этот ресурс. (слева)
Используются технологии uCoz