РАЗДЕЛЫ:
История
География
Экономика
Политическая система
Система образования
Культура и искусство
Спорт
Религия
Подробнее о городах Лондон
Взгляд
Жители
Монархия
Сады
Архитектура
Мода
Путеводитель
Галерея
Карты |
Те, кто не силен в истории моды, бывают обычно весьма удивлены, узнав, что гордость Франции Haute Couture ("высокое шитье") имеет английское происхождение. Но это так - у его истоков стоял британский джентльмен. Впрочем, со времени, когда Чарльз Фредерик Ворт (французы предпочитают называть его Шарлем) пересек пролив, через Ла-Манш утекло столько воды! И английское прошлое первого кутюрье, определявшего лицо парижской моды в течение четырех десятков лет, уже кажется совершенно невероятным. Между прочим, и первый в мире журнал мод появился тоже в Англии, в 1770 году. Назывался он "The Lady's magazine". А самой первой манекенщицей была жена Ворта, которую он наряжал в свои платья и демонстрировал всему свету. Авторитет английской моды всегда был велик, а в последние годы XX века лондонские мастера решительно подтвердили свои претензии на лидерство. Один за другим питомцы колледжа St. Martin's, ныне считающегося главной школой дизайнеров одежды, покоряли модный Олимп, отвоевывая у знаменитых французов ступень за ступенью. Французы стараются говорить об этом как можно реже, но, чтобы не дать умереть знаменитым домам, составляющим славу Франции, им пришлось приглашать в Париж иностранный десант. Всем известно, что моду Дома Givenchy ныне делает англичанин Александр Маккуин, у Christian Dior творит Джон Гальяно, Стелла Маккартни заправляет в Chloe, Дом Rochas возрождает Питер О'Брайен, а их соотечественник Хуссейн Шалаян правит бал в TSE. Почему европейцы, отдавая должное изыскам французов, все же издавна предпочитают иметь в своем гардеробе английскую одежду (невзирая на то, что, как правило, за нее приходится платить дороже, чем за любую другую)? Примерно до середины двадцатого столетия это объяснялось просто - превыше всего ценились тщательная работа, отличный крой и качественные ткани. Однако наступили шестидесятые, и оказалось, что "самой консервативной" стране по плечу бунт против традиций, а "самым чопорным на свете" дамам нравится облачаться в нечто шокирующее. Ярчайшим представителем первого поколения английских дизайнеров-бунтарей стала Вивьен Вествуд, ныне вошедшая в число самых влиятельных модельеров мира. Уж она-то всегда умела обращать на себя внимание. Голова, украшенная бигуди во время встречи с итальянским послом... Демонстрация перед телекамерами отсутствия нижнего белья и реплика: "Ну и что, многие женщины не носят трусов, и на мне их нет!" - и это сразу после церемонии вручения Вивьен ордена в Букингемском дворце! Вествуд создает вещи, как будто влюбленные в женское тело. Ее знаменитые корсеты с глубоким декольте стали в современной моде самым сексуальным открытием после мини-юбок. "Мои вещи не подходят для тех, кто хочет оставаться незамеченным!" - говорит она на весь мир. И, как всегда, не договаривает, ведь известно, что она делает и сдержанную, "элегантную" одежду, да еще какую! Оставаясь в Лондоне, блистательная Вивьен все сильнее ощущает конкуренцию молодых столичных коллег. Ироничные творения Лулу Гиннесс восхищают "продвинутых" в вопросах моды дам во всем мире - сумки от Лулу в виде пуделя, букета цветов или паутинки стали культовыми. Считается, что дизайнеру впервые удалось невозможное - сделать сумочку более экстравагантным аксессуаром, чем головной убор. Кстати, именно англичане способны, как никто, "сочинить" шляпу, вещь истинно английскую, призванную делать из дамы леди. Чтобы в этом убедиться, загляните, к примеру, в бутики знаменитых шляпников Филипа Трейси и Стивена Джонса! Впрочем, не в идеале безупречной леди находят вдохновение британские бунтари моды - Филипп Старк, Клименте Рибейро, Джаспер Конран, Тристан Уэббер и другие. Отдавая должное респектабельному стилю Пола Смита, сами они наперебой предлагают совсем другие ориентиры. Во время лондонской недели высокой моды, где демонстрировались предложения на осень и зиму 2000 года, царили "старые, потертые" авиационные куртки времен Второй мировой в сочетании с ... разлетающимися пышными шифоновыми юбками. А Филипп Старк, в сотрудничестве с фирмой Wolford, недавно поразил публику универсальным платьем из джерси. Оно почти ничего не весит, помещается в театральную сумочку, не мнется, не требует глажки и предполагает множество комбинаций - мини-юбка, юбка средней длины, юбка до щиколоток, платье-бюстье любой длины, платье на тонких бретелях с металлическими зажимами, и так - до бесконечности... Мало кому из стилистов, даже таких, как Джон Гальяно или Александр Маккуин, удавалось в молодые годы так удачно начать карьеру, как Шейле Мэлони, - первая же ее коллекция, представленная на выпускном экзамене в St. Martin's, была куплена британской фирмой Whistles. Сразу нашлись покупатели и для летней коллекции этого года. Всем необычайно импонируют эксперименты Мэлони с материалами, например -льном. Ей только что исполнилось двадцать девять -трепещите, мэтры! Мэтью Уильямсону - двадцать семь, но за три года, прошедшие с показа его первой коллекции из шелка и кашемира в "съедобной" гамме от сливы до паприки, он уже успел получить признание. Уильямсон и его муза Джейд Джаггер (ювелир и дочь легендарного музыканта) считаются предводителями нового поколения дизайнеров, удачно исполнивших выпавшую им миссию "взрыва цвета". Стоит вспомнить, что в последние годы XX столетия на главных подиумах мира доминировал отказ от обилия деталей, предпочтение отдавалось сдержанной цветовой гамме - и вот тут-то молодые англичане вывели на подиум буйство красок, одним махом перескочив несколько ступенек на пути к вершинам мировой моды. Теперь Мэтью Уильямсон мог бы похвалиться (если бы похвальба не считалась в Лондоне плохим тоном), что Тина Тернер каждый сезон заказывает у него по дюжине платьев. Узнаваемый, иногда агрессивный и даже скандальный образ английской моды тиражируется не менее удачливой и агрессивной английской школой модной фотографии. Крэг Мак-дин, чьи смешливые героини приплясывают и хохочут. Не желающий льстить моделям, невзирая на их именитость и огромные гонорары, Глен Люкфорд. Признающая лишь огромный "По-лароид" на треножнике Занна, чьи снимки сродни старым кинокадрам. Обожающий провокации, любящий подчеркнуть сексуальность своих моделей Том Монро. Мастер естественного освещения Рэнкин. Ник Найт, известный своей серией "толстушек" для Vogue... Под стать этим мастерам и их модели - такие разные, что просто дух захватывает, и, конечно, обожающие эпатаж. Скуластая нимфетка с широко расставлеными глазами и щербинкой между передних зубов Кейт Мосс. Рыжая "страшила", белокожая "инопланетянка" Карен Элсон. Точеная статуэтка, чернокожая царица подиума Наоми Кэмпбелл. Дочь лорда Ловата Онор Фрейзер и внучка герцога Девонширского Стелла Теннант с их аристократической небрежной грацией. Эрин О'Кон-нор, "лицо" Chanel. Хрупкая Сара Дэйкин, длинноногая шотландка Кирсти Хьюм - они заметно потеснили на парижских подиумах своих конкуренток... Впрочем, британские дизайнеры даже этим красавицам время от времени дают от ворот поворот, выбирая для своих показов вовсе экстравагантные сюжеты. Александр Маккуин, например, сделал главной героиней осенней коллекции прошлого года 22-летнюю девушку-инвалида, которая в раннем детстве лишилась ног. Она вышла на подиум в сапогах, надетых на протезы. На следующий день разразился скандал. "Я сделал этот выбор, - объяснил Маккуин, - чтобы все видели: красота не в одежде, она присуща самому человеку". О том, что главное - найти прекрасное в естественном облике каждого, твердят и британские мастера причесок, тоже далеко не второстепенные люди в сегодняшнем мире моды. Последняя коллекция от Vidal Sassoon носила название "Свобода" и включала стрижки, сочетающие выкрашенные в несколько оттенков натуральных цветов длинные и короткие пряди, в беспорядке перемешанные и создающие впечатление полной естественности, - может быть, в ней-то и кроется секрет успехов британской моды.
Спасибо Ирине Лобачевой за ее статью!
Версия для печати.
|